«МАТЧАСТЬ» стратегического маркетинга — это 2й Курс из программы «КОРОЛИ И КАПУСТА»: матчасть корпоративного управления
Программа состоит из трёх самостоятельных и логически связанных курсов:
- 1«МАТЧАСТЬ» стратегического менеджмента
- 2«МАТЧАСТЬ» стратегического маркетинга
- 3«МАТЧАСТЬ» оперативного менеджмента
Ваш результат: Вы располагаете системными и взаимно усиливающими «блоками» знаний, поэтому можете решить: чем управлять самостоятельно, а что - правильно делегировать тем, кто обеспечит вам нужные результаты.Вы получаете технологию развития успешного, конкурентоспособного и «долгоиграющего» бизнеса.

А причём тут слово «МАТЧАСТЬ»?
В каждом виде деятельности существуют базовые законы, незнание которых не освобождает вас от их воздействия. Пока компания небольшая и рынок растёт, для успеха может хватить интуиции, здравого смысла и сильного характера.По мере же роста бизнеса и развития рынка могут понадобиться фундаментальные знания. «МАТЧАСТЬ», база. Я не планирую вас вдохновлять, учить зарабатывать деньги или же мотивировать. Только принципы, технологии, инструменты и подходы.
Почему качество работы компании обычно падает по мере роста бизнеса?
Банальная версия: собственник уже не может «сунуть нос» в каждый процесс. Но его участие, целеустремлённость и ответственность ничем не заменены. Элементов, компенсирующих ослабление его влияния, не создано. Подчинённые работают, как умеют и – как это ни грустно - как хотят. Выросшая компания превращается в слабо управляемого монстра, который – как и положено «всякой твари» - живёт своей жизнью. А собственник уже не хозяин бизнеса, а наиболее заинтересованный зритель, которому «больше всех надо». И стоит буквально на чуть – чуть отойти в сторону, как начинаются проблемы. Рост бизнеса и развитие рынка усложняют «правила игры», управление бизнесом должно стать более системным. А интуитивно понятные подходы лучше постепенно заменить профессионально точными. От здравого смысла – к регулярному менеджменту. Размер компании и ситуация на рынке не прощают любительства.
Задайте себе несколько вопросов:

Насколько вы уверены в точности управления своим бизнесом?

Для получения устойчивого результата нужно сформировать, настроить, запустить и не забывать корректировать систему корпоративного управления. Она у вас есть? В виде схемы, рабочего чертежа, или - интуитивного понимания? Могли бы её нарисовать, или…? Ваши подчинённые знают, как она выглядит и по каким принципам работает? Если вы и подчинённые возьметесь эту самую систему рисовать, то будут ли похожи рисунки? Если не уверены, то – насколько хорошо может работать система управления, если среди руководителей нет единого понимания о её конструкции, элементной базе и функциях каждого элемента? Неизбежны большие «люфты». В период экономического роста «люфты» просто снижают показатели, а во время спада - могут уже нанести серьёзный ущерб вашему бизнесу

Где взять «хороших» подчинённых?

Вопрос мне кажется изначально бессмысленным. Качество работы сотрудников зависит от… качества управления и только от него. Поэтому 95% процентов жалоб было бы правильно адресовать к себе. Повысить отдачу от затрат на персонал мы сможем – в первую очередь – не путём улучшения методов поиска «хороших» сотрудников, а через повышение качества управления. Нашего управления - ими. Рекомендую забыть про сладкие мифы о «чемпионских командах», «лучших людях», «снижении контроля», «свободном графике» и «широких полномочиях». Этими способами нужно пользоваться очень осторожно и только «поверх» внедрённой исполнительской дисциплины. Регулярный менеджмент – технология получения отличных результатов от обычных людей. Вам не нужны герои. Именно профессиональное управление делает бизнес прозрачным. А сотрудников - значимыми, уважаемыми, но – не уникальными. И потому – заменимыми. Только собственник может внедрить технологии управления, позволяющие держать все ключевые процессы под надлежащим контролем. Как вы думаете – зачем бы это было нужно вашим подчинённым? Ваши интересы – в общем – противоположны. Вам нужна прибыль и обеспечивающая её производительность, им – высокая зарплата и спокойная жизнь. Или я что-то путаю? Стоимость сотрудников постоянно растёт. И растёт быстрее, чем их квалификация. Где взять прибыль, если основной актив – люди - постоянно дорожает, а рынок не позволяет вздувать цену? Выход: опережающий рост управленческой квалификации. Ибо: люди работают так, как ими управляют.

Знаете ли вы, что спрашивать со своих директоров?

Топ – менеджеров? Собственник должен на базовом – «Знать, чтобы руководить» – уровне разбираться в их работе. Не стараться «переэкспертить» эксперта. Но на базовом – нужно. Продажи, маркетинг, HR… Как много в этих звуках для Первого Лица слилось – перефразируя классика. Не можете толком спросить – остаётся горячо молиться. Я часто слышу рассказы: «…взяли одного директора, а потом оказалось...» Но: вы должны уметь отличать «незабудку от дерьма» уже на входе в компанию. И настроить обеспечивающие это механизмы. Иначе компания превратится в рай для бездельников, очковтирателей и всякого рода «говорящих попугаев», транслирующих вам «как бы истины» эффективного управления. И, конечно, такая компания будет адом для вас. Кроме тех дел, которые можно и нужно делегировать, есть вопросы, которые должны оставаться исключительно в вашем ведении. Можете ли вы отличить одно от другого?

Сколько часов в неделю у вас уходит на «ручной привод»?

Часто ли вы разбираете вопросы, которые – вроде бы – уместно было бы решать подчинённым вам руководителям? Для этого у них есть и штат, и полномочия, и даже мотивация.
Но - решают ли? Есть правило: система тем эффективнее, чем больше вопросов решается на минимально возможном уровне иерархии. Почему ваша структура не работает?

Хотите ли вы в перспективе передать бизнес? Наёмному директору? Детям? Или - сократить количество своих рабочих часов?

Это не обязательно. Но если вы рассматриваете такие возможности, то – как можно передать «нечто»? Не имеющее понятной и работающей «матчасти»? Подключенное лишь к вашей интуиции? И реагирующее только на отпечатки ваших пальцев? Нельзя передавать бизнес «в кулёчке». Нужно собрать одинаково понятный – с учётом уместных ограничений - для всех и надёжно работающий, пусть и сложный, корпоративный «механизм». Да, сложный. Но разве может быть простое решение для крупного и конкурентоспособного бизнеса?
Курс № 2«МАТЧАСТЬ» стратегического маркетинга Как обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество компании на рынке
Предпосылки к обучению
Маркетинг - что делать Первому Лицу и что спрашивать с подчинённых? Первое Лицо не обязано досконально разбираться во всех нюансах, но знать «матчасть» ему просто необходимо. Только так можно эффективно управлять подчинёнными. Или - горячо молиться, чтобы судьба послала крепких, честных профессионалов? А будут ли профессионалы работать с любителем, пусть и за большие деньги? Попытки привлечь «директора по стратегическому маркетингу» или создать «департамент развития» часто приводят только к «умножению сущностей». И на вопрос: «Кто у вас в компании отвечает за стратегический маркетинг?» и «Есть ли он у вас?» ответ Первого Лица часто невнятен. И содержит оговорки, которые указывают, что он сам не очень понимает – за что платит и насколько полезно то, что делается под звучными названиями: анализ рынка, брендинг, PR, формирование лояльности клиентов, акция и тому подобное. Но – вроде бы – так положено….
За что отвечает стратегический маркетинг? «Штурманская» функция. Разработать, собрать и запустить механизм, который бы обеспечивал сбор и анализ данных, необходимых для своевременного принятия оптимальных решений, прогноз будущего состояния рынка, правильную разработку набора корпоративных целей, стратегии их достижения, и – предоставить информацию о своевременных преобразованиях в системе корпоративного управления. 96% аналитики и 5% творчества. К сожалению, именно в этой специальности подвязалось очень много «шаманов – недоучек»: людей, уверенно оперирующих звучными терминами при обосновании бюджетов в начале работы и потом столь же уверенно объясняющими, почему ничего не получилось. Мол, что вы хотите – рынок…
Нужна ли компании стратегия, или – «мы, в общем, хорошо знаем, что делать»? Стратегия – один из промежуточных результатов работы стратегического маркетинга. Она нужна, если есть: множественность перспективных целей, разные принципы их отбора, большое количество вариантов их достижения, разнообразие критериев «хорошо - плохо», и необходимость консолидации усилий руководителей разных подразделений. Стратегия должна учитывать возможности компании, тенденции экономики, требования рынка, ресурсы конкурентов и описывать модель перехода из точки «А» в точку «Б» (стратегические цели). Выполнение стратегии предполагает обязательные «точки осмысления-пересмотра». «Стратегия в голове» может стать ограничением для развития бизнеса. И очень опасно работать без стратегии при отсутствии роста экономики. Именно стратегия и – разумеется – её выполнение обеспечивают нужную точность управления бизнесом. Важность же этого критерия в суровые времена повышается многократно.
Вы получаете
- Знание ключевых принципов и технологий стратегического маркетинга: правильное совмещение с оперативным маркетингом, анализ рынка, методы разработки и внедрения всех нужных стратегий;
- Аудит причин недостатков работы «механизмов» своей компании;
- Последовательность действий для внедрения новых методик в практику;
- Обоснованность расходов на поддержку функции стратегического маркетинга;
- Повышение отдачи от подчинённых, и - критерии для привлечения профессионалов;
Программа курса:
- Стратегический маркетинг: изучаем функционал;
- Стратегический и оперативный маркетинг: обеспечиваем эффективную взаимосвязь;
- Анализ рынка/бизнес-среды: базовые подходы;
- Разработка «карты» нашего рынка;
- Методы оценки ёмкости нашего рынка;
- Подходы к анализу клиентов – В2В и В2С;
- Анализ наших конкурентов – часть 1;
- Анализ наших конкурентов – часть 2;
- Анализ наших дистрибуторов и поставщиков;
- Анализ рынка: где и как брать информацию;
- Методы оценки стратегической позиции своей компании;
- SWOT - анализ и подведение итогов оценки стратегической позиции своей компании;
- Векторные подходы для разработки стратегии конкурентного преимущества;
- Методы разработки стратегии конкурентного преимущества для вашей компании;
- Дополнительные подходы к разработке стратегии конкурентного преимущества;
- Методы формирования ассортимента в рамках разработки стратегии маркетинга;
- Методы формирования ценовой политики в рамках разработки стратегии маркетинга;
- Методы формирования каналов дистрибуции в рамках разработки стратегии маркетинга;
- Стратегия продвижения в рамках разработки стратегии маркетинга;
- Бренд: для чего может пригодиться, как его разработать, и – методы продвижения;
- Лояльные клиенты: мифы, рифы и методики формирования;
- Как поддержать эффективность стратегического маркетинга;
Александр Фридман
Консультант и бизнес–тренер, стаж в профессии 30 лет.
Управляющий партнёр консалтинговой компании «Amadeus Group», Рига, Латвия
Эксперт по регулярному менеджменту
(отладка корпоративного управленияи профессиональная эксплуатация сотрудников);
Конкурентное преимущество: единственный эксперт, который закрывает своими семинарами все компетенции, необходимые руководителю для профессионального управления компанией и сотрудниками.
Член совета акционеров и совета директоров ряда компаний.
Автор книг:
- «Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчинённых». Издательство «Добрая Книга».
- «Вы или Хаос: профессиональное планирование для регулярного менеджмента». Издательство «Добрая Книга».
- «Как наказывать подчинённых: за что, для чего, каким образом». Издательство «Добрая Книга».
- Соавтор книги «Управление стрессом для делового человека». Издательство «Добрая Книга».
- «Пожиратели времени: как избавить от лишней работы себя и сотрудников» Издательство «Бомбора».
- «Делегирование: результат руками сотрудников». Издательство «Добрая книга».
- «Контроль в регулярном менеджменте. Мощный ресурс повышения эффективности управления. Издательство «Добрая книга».

Авторские программы обучения для руководителей:
- Программа «Homo Boss: Человек Управляющий» (повышение управленческой квалификации руководителей) - 5 базовых курсов, 17 семинаров;
- Программа «Короли и Капуста: МАТЧАСТЬ корпоративного управления» («переподготовка» для собственников и генеральных директоров), три курса, 9 учебных дней;
Сайт: www.asfridman.com