«МАТЧАСТЬ» оперативного менеджмента — это 3й Курс из программы «КОРОЛИ И КАПУСТА»: матчасть корпоративного управления
Программа состоит из трёх самостоятельных и логически связанных курсов:
- 1«МАТЧАСТЬ» стратегического менеджмента
- 2«МАТЧАСТЬ» стратегического маркетинга
- 3«МАТЧАСТЬ» оперативного менеджмента
Ваш результат: Вы располагаете системными и взаимно усиливающими «блоками» знаний, поэтому можете решить: чем управлять самостоятельно, а что - правильно делегировать тем, кто обеспечит вам нужные результаты.Вы получаете технологию развития успешного, конкурентоспособного и «долгоиграющего» бизнеса.

А причём тут слово «МАТЧАСТЬ»?
В каждом виде деятельности существуют базовые законы, незнание которых не освобождает вас от их воздействия. Пока компания небольшая и рынок растёт, для успеха может хватить интуиции, здравого смысла и сильного характера.По мере же роста бизнеса и развития рынка могут понадобиться фундаментальные знания. «МАТЧАСТЬ», база. Я не планирую вас вдохновлять, учить зарабатывать деньги или же мотивировать. Только принципы, технологии, инструменты и подходы.
Почему качество работы компании обычно падает по мере роста бизнеса?
Банальная версия: собственник уже не может «сунуть нос» в каждый процесс. Но его участие, целеустремлённость и ответственность ничем не заменены. Элементов, компенсирующих ослабление его влияния, не создано. Подчинённые работают, как умеют и – как это ни грустно - как хотят. Выросшая компания превращается в слабо управляемого монстра, который – как и положено «всякой твари» - живёт своей жизнью. А собственник уже не хозяин бизнеса, а наиболее заинтересованный зритель, которому «больше всех надо». И стоит буквально на чуть – чуть отойти в сторону, как начинаются проблемы. Рост бизнеса и развитие рынка усложняют «правила игры», управление бизнесом должно стать более системным. А интуитивно понятные подходы лучше постепенно заменить профессионально точными. От здравого смысла – к регулярному менеджменту. Размер компании и ситуация на рынке не прощают любительства.
Задайте себе несколько вопросов:

Насколько вы уверены в точности управления своим бизнесом?

Для получения устойчивого результата нужно сформировать, настроить, запустить и не забывать корректировать систему корпоративного управления. Она у вас есть? В виде схемы, рабочего чертежа, или - интуитивного понимания? Могли бы её нарисовать, или…? Ваши подчинённые знают, как она выглядит и по каким принципам работает? Если вы и подчинённые возьметесь эту самую систему рисовать, то будут ли похожи рисунки? Если не уверены, то – насколько хорошо может работать система управления, если среди руководителей нет единого понимания о её конструкции, элементной базе и функциях каждого элемента? Неизбежны большие «люфты». В период экономического роста «люфты» просто снижают показатели, а во время спада - могут уже нанести серьёзный ущерб вашему бизнесу

Где взять «хороших» подчинённых?

Вопрос мне кажется изначально бессмысленным. Качество работы сотрудников зависит от… качества управления и только от него. Поэтому 95% процентов жалоб было бы правильно адресовать к себе. Повысить отдачу от затрат на персонал мы сможем – в первую очередь – не путём улучшения методов поиска «хороших» сотрудников, а через повышение качества управления. Нашего управления - ими. Рекомендую забыть про сладкие мифы о «чемпионских командах», «лучших людях», «снижении контроля», «свободном графике» и «широких полномочиях». Этими способами нужно пользоваться очень осторожно и только «поверх» внедрённой исполнительской дисциплины. Регулярный менеджмент – технология получения отличных результатов от обычных людей. Вам не нужны герои. Именно профессиональное управление делает бизнес прозрачным. А сотрудников - значимыми, уважаемыми, но – не уникальными. И потому – заменимыми. Только собственник может внедрить технологии управления, позволяющие держать все ключевые процессы под надлежащим контролем. Как вы думаете – зачем бы это было нужно вашим подчинённым? Ваши интересы – в общем – противоположны. Вам нужна прибыль и обеспечивающая её производительность, им – высокая зарплата и спокойная жизнь. Или я что-то путаю? Стоимость сотрудников постоянно растёт. И растёт быстрее, чем их квалификация. Где взять прибыль, если основной актив – люди - постоянно дорожает, а рынок не позволяет вздувать цену? Выход: опережающий рост управленческой квалификации. Ибо: люди работают так, как ими управляют.

Знаете ли вы, что спрашивать со своих директоров?

Топ – менеджеров? Собственник должен на базовом – «Знать, чтобы руководить» – уровне разбираться в их работе. Не стараться «переэкспертить» эксперта. Но на базовом – нужно. Продажи, маркетинг, HR… Как много в этих звуках для Первого Лица слилось – перефразируя классика. Не можете толком спросить – остаётся горячо молиться. Я часто слышу рассказы: «…взяли одного директора, а потом оказалось...» Но: вы должны уметь отличать «незабудку от дерьма» уже на входе в компанию. И настроить обеспечивающие это механизмы. Иначе компания превратится в рай для бездельников, очковтирателей и всякого рода «говорящих попугаев», транслирующих вам «как бы истины» эффективного управления. И, конечно, такая компания будет адом для вас. Кроме тех дел, которые можно и нужно делегировать, есть вопросы, которые должны оставаться исключительно в вашем ведении. Можете ли вы отличить одно от другого?

Сколько часов в неделю у вас уходит на «ручной привод»?

Часто ли вы разбираете вопросы, которые – вроде бы – уместно было бы решать подчинённым вам руководителям? Для этого у них есть и штат, и полномочия, и даже мотивация.
Но - решают ли? Есть правило: система тем эффективнее, чем больше вопросов решается на минимально возможном уровне иерархии. Почему ваша структура не работает?

Хотите ли вы в перспективе передать бизнес? Наёмному директору? Детям? Или - сократить количество своих рабочих часов?

Это не обязательно. Но если вы рассматриваете такие возможности, то – как можно передать «нечто»? Не имеющее понятной и работающей «матчасти»? Подключенное лишь к вашей интуиции? И реагирующее только на отпечатки ваших пальцев? Нельзя передавать бизнес «в кулёчке». Нужно собрать одинаково понятный – с учётом уместных ограничений - для всех и надёжно работающий, пусть и сложный, корпоративный «механизм». Да, сложный. Но разве может быть простое решение для крупного и конкурентоспособного бизнеса?
Курс № 3«МАТЧАСТЬ» оперативного менеджмента Как собрать и настроить «часовой механизм» для оптимального достижения своих целей
Предпосылки к обучению
Вы – капитан, или – диспетчер? И - насколько вы заняты в «ручном приводе»? Сколько часов в неделю вы тратите на: решения, которые должны принимать подчинённые? Участие в разборе конфликтов? Вразумление упорствующих в заблуждениях? Выслушивание причин невозможности выполнения? Рассказы о борьбе с трудностями – вместо рапорта о выполнении порученных заданий? Эти симптомы – косвенный показатель качества работы оперативного менеджмента. Так сколько времени вы тратите на подмену уже оплаченного вами механизма? Есть организационная структура и регламенты, есть руководители и рядовые сотрудники, есть офис, рабочие места и компьютеры. Вопрос: как оно всё работает?
Точность, или – хаос? Как правило, в компаниях нарушается всё и вся. Сотрудники могут нарушить обещания, правила, технологии, сроки и содержание поручений. Объясняется это обстоятельствами или же собственными соображениями. «Не хватило времени», «Было много других дел», «А что мне было делать, если…?» и «А я подумал»: эти слова руководители слышат настолько часто, что они стали привычными. То, что раньше просто снижало эффективность, сегодня может привести компанию к жёсткому «штопору»;
Для чего нужен оперативный менеджмент? Обеспечить достижение корпоративных целей через реализацию стратегических планов в рамках заданных критериев «хорошо-плохо». А также - своевременно подавать сигналы о необходимости коррекции планов. Но во многих компаниях никто, в том числе и Первое Лицо, не может описать элементы системы корпоративного управления, назвать ответственных за их работу персон и ответить, какими регламентами описывается их функционирование. А как обстоят дела у вас? Система работает штатно, или – в режиме ежедневных подвигов и каскада чудес?
Работает ли ваша структура? Отлажены ли бизнес-процессы? Наверное, нет руководителя, который не изучал бы типы организационных структур. И не рисовал бы квадратики с названиями вроде «отдел закупок» и «отдел логистики», а потом соединял эти квадратики разноцветными стрелочками… И - многочисленные документы не имеют никакого отношения к реальности? Почему, несмотря на – казалось бы – «всеобщую грамотность», так часто звучит «Ну, нарисовали мы…Год описывали все процессы… Обращались к консультантам… А что толку? Всё равно ничего не работает...»?
Довольны ли вы отдачей от сотрудников? А соотношением заработной платы и производительности труда? Вопрос не праздный. Только регулярный менеджмент и профессиональный подход к управлению позволят обеспечить прибыль в условиях отсутствия бурного экономического роста. Низкое качество оперативного управления превратит в «пшик» любой гениальный стратегический план. Успех же – сегодня и завтра - возможен только при внедрении регулярного менеджмента. Увы, эпоха любителей заканчивается.
Вы получаете
- Принципы повышения отдачи от компании за счёт повышения производительности труда сотрудников;
- Технологии регулировки точности корпоративного управления и достижения целей бизнеса;
- Методы аудита и настройки работы организационной структуры и бизнес-процессов;
- «Инструменты» для управления рациональным развитием квалификации управленческой команды;
- Возможности для уменьшения персоналозависимости бизнеса;
Программа курса:
- Базовые подходы к настройке «операционки»;
- Почему замыслы и планы терпят крах, и – как обеспечить реализацию стратегии;
- Организационная структура, или – бирюзовая холакратия: анализируем со включённой головой;
- Базовые типы организационных структур;
- Эффективная структура: базовые подходы к разработке и сборке;
- Как безопасно и эффективно распределить полномочия в организационной структуре;
- Координация и субординация: как оптимизировать взаимодействие между подразделениями в организационной структуре;
- Организационная структура: выбираем и регулируем степень централизации;
- Осторожно: проводим реконструкцию!
- Управляющая компания: зачем, как, и – базовые подходы для оптимального решения;
- Управляющая компания: вероятные проблемы функционирования и – как их нейтрализовать;
- Управление бизнес-процессами: базовые подходы;
- Управление бизнес-процессами: приступаем к настройке и обдумываем степень детализации;
- Кто отвечает за регламентирование процессов и почему «регламенты не работают»;
- Как выбирать процессы для приоритетного регламентирования и оптимизации;
- Последовательность разработки и внедрения эффективного процессного регламента;
- Управление корпоративными конфликтами;
- Функция продаж в системе корпоративного управления: проблемы и решения;
- Как распределить клиентов и что мешает это правильно сделать;
- Как повысить вероятность выполнения планов и как обучать менеджеров по продажам;
Александр Фридман
Консультант и бизнес–тренер, стаж в профессии 30 лет.
Управляющий партнёр консалтинговой компании «Amadeus Group», Рига, Латвия
Эксперт по регулярному менеджменту
(отладка корпоративного управленияи профессиональная эксплуатация сотрудников);
Конкурентное преимущество: единственный эксперт, который закрывает своими семинарами все компетенции, необходимые руководителю для профессионального управления компанией и сотрудниками.
Член совета акционеров и совета директоров ряда компаний.
Автор книг:
- «Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчинённых». Издательство «Добрая Книга».
- «Вы или Хаос: профессиональное планирование для регулярного менеджмента». Издательство «Добрая Книга».
- «Как наказывать подчинённых: за что, для чего, каким образом». Издательство «Добрая Книга».
- Соавтор книги «Управление стрессом для делового человека». Издательство «Добрая Книга».
- «Пожиратели времени: как избавить от лишней работы себя и сотрудников» Издательство «Бомбора».
- «Делегирование: результат руками сотрудников». Издательство «Добрая книга».
- «Контроль в регулярном менеджменте. Мощный ресурс повышения эффективности управления. Издательство «Добрая книга».

Авторские программы обучения для руководителей:
- Программа «Homo Boss: Человек Управляющий» (повышение управленческой квалификации руководителей) - 5 базовых курсов, 17 семинаров;
- Программа «Короли и Капуста: МАТЧАСТЬ корпоративного управления» («переподготовка» для собственников и генеральных директоров), три курса, 9 учебных дней;
Сайт: www.asfridman.com